laminarts.ru
Приморский край находится в юго-восточной части нашей страны, на юге Дальнего Востока, и пока не обладает развитой нефтегазовой промышленностью. Отсутствие собственных месторождений углеводородов обуславливает зависимость края от внешних поставок. Основными поставщиками нефти и газа выступают соседние регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые обеспечивают потребности Приморья в топливе и сырье для перерабатывающих предприятий.
О добыче нефти и газа в Приморском крае говорить пока не приходится, хотя некоторые перспективы здесь просматриваются. Первые попытки поисков залежей углеводородов путём создания Нефтяной партии при Приморском геологическом управлении предпринимались ещё в 1962-1966 годах. В 1966 г. государственная программа была свёрнута, в основном по причине начала освоения профильных месторождений Западной Сибири.
Результатом этих исследований и их тематического, геофизического и газогеохимического продолжений стало обнаружение проявлений нефти и выходов углеводородных газов. Это и породило множество обсуждений, дискуссий, продолжающихся и по сегодняшний день.
Окончательный ответ на вопрос о возможностях промышленного освоения углеводородных ресурсов края может дать лишь хорошо финансируемый и высокоорганизованный комплекс геолого-геофизических работ, выполняемой специальной поисковой партией. В дополнение к сказанному можно вспомнить о минерально-сырьевых ресурсах шельфа Японского моря и о добыче нефти в приграничных районах Китая.
Собственным природным газом и нефтью Приморский край не располагает, поэтому завозит их из других регионов России. Причём получает не столько в целях потребления, сколько для дальнейшей транспортировки на азиатские рынки.
Достаточно вспомнить трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий Океан» с нефтеналивным терминалом в бухте Козьмино неподалёку от Владивостока (30% российских морских поставок топлива, или 70 млн т ежегодно), принадлежащую компании «Транснефть». Рядом с ней располагается магистральный газопровод «Сила Сибири» соединяемый с газопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Продолжением последнего должен выступить газопровод «Сила Сибири-3», ресурсной базой которого служат шельфовые месторождения «Сахалин-3».
Не так давно президентом РФ подписан закон, предусматривающий подачу газа в Китай по подводному трубопроводу «Дальнереченск – Хулинь». Магистраль будет проложена по реке Уссури. Также для увеличения экспортных отгрузок в апреле 2023 года компанией «Транснефть» расконсервирована ж/д станция Грузовая (фактически – нефтеперегрузочный железнодорожный подъездной путь), через которую сырьё будет транспортироваться дальше в порт Козьмино.
Основными поставщиками нефтепродуктов в Приморский край выступают Ангарский, Ачинский, Комсомольский, Омский, Хабаровский Сахалинский НПЗ. Сегодня Дальний Восток лишь наполовину обеспечивает себя нефтеперерабатывающей продукцией собственного производства. Ситуация здесь вполне могла бы измениться в лучшую сторону по мере введения в строй краевых нефтеперерабатывающих предприятий.
Альтернативой поставкам может выступить строительство трёх объектов:
Однако реализация многих нефтеперерабатывающих проектов (как в Приморском крае, так и в целом по стране) сталкивается сегодня с серьезными трудностями экономического и политического плана, а также с проблемами, связанные с загрязнением окружающей среды.
Возможно, последнее обстоятельство и заставило участников состоявшегося в начале июля 2024 года VIII Восточного нефтегазового форума переключить своё внимание на голубое топливо. Ведь его потребление в крае к 2030 году должно возрасти до 15 млрд куб. м в год. Речь здесь шла о создании Находкинского завода минеральных удобрений и о возведении гелиевого кластера. Кроме того, были освещены вопросы дальнейшего газоснабжения и газификации региона, предусматривающие, в частности, обеспечение газом Находки и южных районов края к 2025 году. На это выделят 63 млрд рублей инвестиций.
Взятое направление развития нефтегазового сектора Приморского края представляется наиболее перспективным и экономически привлекательным в текущих политических и экономических условиях, поскольку предполагает дальнейшее увеличение экспорта углеводородов и готовой продукции за границу.