К драгоценным камням относятся редко встречающиеся минералы, обладающие природной красотой, в большинстве случае проявляющей себя после ювелирной обработки. Помимо изумительных внешних форм и расцветок, эти минералы обладают исключительной долговечностью и невероятной прочностью. Вот почему они отличаются очень высокой ценой, размещаются в закрытых хранилищах и хорошо охраняемых коллекциях. И находят применение в качестве финансовых активов при банковской деятельности.
Все формы и методы правового регулирования в этой области осуществляются на основании федерального закона № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Качество, определяющее факт частоты встречаемости минерала в природе. Драгоценные камни обладают им в полной мере. Некоторые их них настолько уникальны, что встречаются в одном или нескольких экземплярах. Однако данная характеристика легко может измениться в ту или иную сторону из-за обнаружения новых залежей, или наоборот – прекращения добычи, вследствие истощения месторождений.
В этом отношении особый интерес представляет кармелтазит – камень, прибывший на Землю из космоса. Также достаточно любопытно в этом плане будущее освоение полезных ископаемых ближайших планет и астероидов, могущее повлечь за собой изменение уровня редкости земных драгоценных камней.
Именно это свойство драгоценных камней позволяет им сохраняться в неизменном виде на протяжении столетий. В основе долговечности лежит механическая прочность, определяемая твёрдостью, хрупкостью, устойчивостью к механическим, температурным и химическим воздействиям.
Красота драгоценных камней производит неизгладимое впечатление на любого человека. Благодаря ей формируется стоимость, проявляется желание обладать уникальной ценностью и украшать её искусным обрамление, создавая непревзойдённые ювелирные изделия. В понятия красоты драгоценных камней входят:
Основными способами добычи драгоценных камней в настоящее время являются:
Для организации добычи минералов создаются оснащённые современным оборудованием и квалифицированным персоналом, горнодобывающие предприятия: копии, прииски, рудники. Хотя, частная ручная добыча в ряде стран мира тоже имеет место.
Прежде всего, хотелось бы внести некоторую ясность в само понятие обработки. Дело в том, что некоторые специалисты под этим термином подразумевают «облагораживание» драгоценных камней, представляющее диффузионное, пропиточное и термическое воздействие. Исключая все виды механического воздействия.
Действительно, данные методы в значительной степени улучшают цветовые качества камней, увеличивают их «долголетие». Правда при этом в значительной степени изменяется кристаллическая решётка и сам химический состав минерала. При чисто механическом воздействии подобного не происходит, так как оно затрагивает только наружную часть камня.
Процесс формирования граней на поверхности драгоценного камня носит название огранки.
Этот вид огранки наиболее применим в обработке алмазов, хотя с его помощью подвергаются обработке и ряд других драгоценных камней. Её конечной целью является придание изделию формы бриллианта. С помощью, которого достигается полное внутренне световое отражение. В результате чего луч света дважды отражается от противоположных тыловых граней и выходит из лицевой части.
На протяжении веков таким способом гранили алмазы. Сначала одинарной, а затем и двойной, тройной, а также круглой бриллиантовой огранкой. Процесс создания новых форм продолжается и сегодня, но уже в соответствии с требованиями Мирового алмазного союза и Скандинавской номенклатуры бриллиантов.
Достаточно редкая огранка, придуманная в середине прошлого тысячелетия. Имеет более 50 граней, выложенных в несколько рядов. Камень, обработанный таким образом, по форме напоминает древний многоступенчатый ацтекский храм, правда восьмиугольной формы со слегка скошенными углами.
Смешанная форма сочетает в себе гладкую и фасетную формы огранки. Камень с одной стороны становится гладким, а с другой – покрывается гранями. Правда, в настоящее время всё популярным становится подобное сочетание на одной стороне готового ювелирного изделия.
Скошенные грани (фасеты) располагаются друг над другом – ступенями, в результате чего получается многоугольная площадка. Боковые грани выполнятся в виде трапеций или равнобедренных треугольников.
Каплевидные формы камней достаточно часто обрабатываются старинной огранкой бриолетта, позволяющей самоцвету ярко блистать множеством (как правило, 56-тью) треугольных граней.
Специфическая форма огранки, опять же каплевидного камня, связанная с созданием 55-56 граней. Закреплённое суженным концом в оправе, готовое изделие придаёт обладательнице утончённость и изысканность, визуально удлиняя шею.
Изделие, подвергшееся такого вида огранке, напоминает по форме удлинённый овал с острыми концами, покрытый 55 гранями. Что, очевидно, символизирует коварную улыбку маркизы де Помпадур, или менее романтическую лодочку.
В основе этого метода обработки камней лежать треугольники. Четыре четырёхгранные пирамиды – боковые грани. Нижняя часть камня вдвое выше верхней составляющей.
Подвески, имеющие каплевидную форму, носят название панделок. Именно этим способом гранят камни, входящие в состав брошей, серёжек, подвесок. Панделоком огранён один из самых больших алмазов Куллиан – I и обнаруженный в 1967 году самый крупный коричневый алмаз, первоначальным весом в 249 метрических карат.
Особенность данного вида огранки заключается в плоском основании камня, покрытого в верхней части треугольниками. Обычно их количество 12 или 24. Популярная в XVI веке «антверпенская», «голландская», «двойная голландская», «полуголландская» огранка розой, сегодня утратила свою актуальность.
Самый простой вид обработки камней, наиболее употребляемый при изготовлении перстней-печаток. Представляет собой два вертикально наложенных друг на друга прямоугольника.
Шлифовка поделочных и драгоценных камней носит название кабошона. Готовое изделие приобретает гладкую выпуклую, хорошо отполированную форму. Нечто подобное можно увидеть на самых обычных декоративных пуговицах.
Данный вид обработки практикуется для камней, не обладающих природными оптическими эффектами, но имеющих приятный цвет и подходящую форму. Некоторые из них выглядят наиболее эффектно при обработке кабошоном. Это:
Резьба по камню – одно из древнейших декоративно-прикладных искусств, достигшее совершенства ещё в Древнем Египте и получившее повсеместное распространение. Используя простейшие орудия труда, мастера своего времени очень умело проводили распиловку, токарную обработку, сверление, гравировку, полировку, шлифовку изготавливаемых изделий.
Искусство резьбы на драгоценных, полудрагоценных, узорчатых камнях носит название глиптики, более всего употребляемой в малых формах. Одно из наиболее древних среди известных искусств, произведениями которого прославились ассирийцы, вавилоняне, египтяне и шумеры. Однако, значительно большей изысканности и совершенства эти изделия, изготавливаемые в форме:
достигли в Древней Греции и Италии.
Вполне закономерно, что лучшие произведения мастеров глиптики украшают полки знаменитейших музеев и галерей мира.
Японские брелоки, выполненные в виде миниатюрных скульптур. Игравших в своё время роль противовеса и изящного украшения одежды, лишённой карманов. В прошлые века это направление декоративно-прикладного искусства получило широкое распространение на территории Японии. Возникали даже школы резчиков-нэцукеси, оставивших свой след в истории этой страны.
Изготавливаемые сегодня нэцкэ носят характер низкосортных сувенирных изделий конвейерного производства. Хотя существуют и достаточно ценные коллекционные произведения, изготавливаемые профессионалами и реализуемые на крупнейших американских аукционах.
Широкий собирательный термин, включающий в себя разнообразную технику декорирования. Начиная с огромных территорий городских зданий и площадей и до мельчайших ручных изделий. Эта древнейшая техника распадается на множество направлений и при этом использует самые различные природные и современные синтезированные материалы, искусно украшая любые поверхности.
Флорентийская мозаика – искусство инкрустации гладких поверхностей декоративными пластинами, образующими цельную картину и высокохудожественный орнамент. Сами пластины обычно изготавливаются из мрамора или драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней.
Наибольшего расцвета рассвета данная техника достигла во Флоренции XVI века. Однако чуть позже в Индии возникает заимствованное на основе флорентийской мозаики, искусство «парчинкари», образцы которого украшают знаменитый Тадж-Махал и более современные мраморные столешницы.
Современность принесла в технологию обработки драгоценных камней унификацию и поточное машинное производство. Одним из примеров такой техники является галтовка – механическая абразивная обработка поверхности, осуществляемая внутри галтовочных барабанов и вибромашин. Их наполнителями служат галтовочные тела: гранулы, абразивы, чипсы (для ювелирных изделий).
Посредством вращения или вибрации внутри агрегата создаётся нужное воздействие на будущее изделие. Таким способом подвергаются обработке:
Результатом галтовки становится улучшение качества поверхности обрабатываемого материала.
Направления использования драгоценных камней:
Наиболее богат месторождениями драгоценных камней юг нашей планеты. Это: Южная Америка, южные страны Африки, южная часть Азии и Австралия. Самые значительные месторождения по странам мира располагаются:
Суммарный мировой алмазный запас составляет 2-2,5 млрд. карат. Что касается остальных камней, то говорить о какой-нибудь оценке их природных запасов не приходится, так геологическая разведка этих минералов не производится. Они или известны исторически, или обнаруживаются случайно. Этим и объясняется высокий уровень нестабильности мирового рынка драгоценных камней.
В топ мировых производителей камней, имеющих очень высокую цену, входят:
Однако, несмотря на широкую географию и множество видов и подвидов драгоценных камней, основной объём их обработки и производства сосредоточен в 8 городах мира, это: